Ресторан под дулом автоматизации
Понедельник, 1 октября 2007 – Раздел: Статьи
В последние несколько лет системы автоматизации общепита понемногу превращаются из красивой и дорогой игрушки в обязательный элемент «экипировки» ресторана: если еще недавно поставщикам таких систем приходилось «на пальцах» объяснять саму суть автоматизации и по пунктам перечислять основные ее преимущества, то на сегодняшний день абсолютное большинство бюджетов открывающихся ресторанов изначально предусматривают выделение средств на автоматизацию.
В последние несколько лет системы автоматизации общепита понемногу превращаются из красивой и дорогой игрушки в обязательный элемент «экипировки» ресторана: если еще недавно поставщикам таких систем приходилось «на пальцах» объяснять саму суть автоматизации и по пунктам перечислять основные ее преимущества, то на сегодняшний день абсолютное большинство бюджетов открывающихся ресторанов изначально предусматривают выделение средств на автоматизацию.
Соответственно наиболее актуальной становится проблема выбора — на рынке представлено достаточно большое количество различных решений, каждое из которых имеет свои достоинства и недостатки. А самая главная задача — научиться эффективно работать с системой и извлекать из нее максимум выгоды: похоже, пришло время «автоматизации для чайников и не только»!
Любая система автоматизации выполняет две основные функции.
1. Автоматизация обслуживания в зале, которая существенно облегчает и ускоряет сервис: выписка счетов вручную и подсчет итоговой суммы на калькуляторе — это уже даже не позавчерашний день! Таким образом повышается эффективность обслуживания, исключается человеческий фактор и, как следствие, повышается лояльность клиентов. Модуль, который отвечает за эту часть, называется фронт-офисом (front office).
Проблема выбора на рынке представлено достаточно большое количество различных решений
2. Автоматизация учета и контроля, в том числе бухгалтерский и складской учет. Данный модуль является бэк-офисом (back office). Часто системы автоматизации общепита не имеют расширенного модуля бухгалтерского учета, поэтому их приходится интегрировать с системами «1С», «Парус» и т. п. Пожалуй, для высшего руководства ресторанов (владельцев и директоров) наиболее важным и интересным является модуль отчетов, так как именно он позволяет генерировать итоговые отчеты по различным финансовым показателям работы заведения — объему выручки, расчету рентабельности и т. п.
Фронт и бэк-офис могут быть связаны между собой по локальной сети и постоянно обмениваются данными в онлайн, т. е. в режиме реального времени, или в оффлайн, т. е. по заданному графику. Более того, существует возможность с помощью специальных модулей получать информацию о работе ресторана удаленно, из любой точки Земли — через мобильный телефон или компьютер с выходом в Интернет.
Онлайн имеет свои преимущества: скажем, некоторые системы (к примеру, «В52», Profit. QS, D2, которые могут работать в обоих режимах) позволяют сразу производить списание продукции со складов и кухни на основании калькуляционных карт, что дает возможность иметь четкую картину наличия продукции во всех подразделениях и в любой момент провести переучет. Кроме того, можно сразу передавать информацию о расходе продуктов с кухни закупщику, чтобы он мог оперативно дозаказать те продукты, которые уже заканчиваются. Некоторые системы (например, «Магия») реализуют данную возможность с помощью создания отчета об остатках на складе, которых меньше запланированного минимума.
С другой стороны, большинству заведений онлайн-связь между фронт и бэк-офисами не так уж и нужна, особенно если учесть, что далеко не каждая система нормально справляется с обработкой такого количества данных без наличия выделенного сервера. К тому же нередко бывает, что фронт и бэк-офис территориально разделены (например, когда ресторан и офис находятся в разных зданиях или в случае сети заведений с централизованным офисом) — тянуть локальную сеть в таких случаях не всегда возможно и рентабельно, поэтому для полного онлайн в этом случае понадобится дополнительный канал связи, через модем или выделенную линию. В принципе, можно сделать в каждом заведении свой бэк-офис, а в офисе — объединенную базу с бэк-офисом и синхронизацией по расписанию, например, каждый час — работает на «ура».
Фронт-офис представляет собой программно-аппаратное обеспечение (софт + железо), которое устанавливается в зале ресторана. Аппаратная часть состоит из рабочих станций (автоматизированных рабочих мест (АРМ), POS-терминалов), которые в зависимости от выполняемых функций подразделяются на официантские (Waiter Station), станции бармена (Bartender Station) и кассира (Cashier Station). В некоторых системах («B*52», «Рарус Ресторан+Бар+Кафе» и др.) добавляется рабочее место администратора зала (Manager Station). Впрочем, все программные модули могут быть настроены на одном рабочем месте (и по стоимости одного), что реализовано в «В52».
В станцию официанта входит терминал, который может быть выполнен в виде: обычного компьютера (монитор + системный блок) с программируемой клавиатурой, где каждая клавиша или сочетание клавиш отвечает за определенное блюдо (или простой клавиатурой, зависимо от требований заказчика).
Источник журнал «РестораторЪ»
Другие новости
- Теперь Tillypad работает на iOS
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - Видео презентация Tillypad XL
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - TillyPad XL лучший на российском юге
(Пятница, 13 мая 2011 ) - TillyPad XL приятно удивил рестораторов Москвы. Доступностью.
(Четверг, 5 мая 2011 ) - В «Толмачёво» откроется фуд-корт
(Среда, 23 июня 2010 )