Автоматизация – вопрос цены
Среда, 23 мая 2007 – Раздел: Статьи
Если собрать рекламные листовки всех разработчиков программно-технических комплексов для общепита, получится странная картина. Описание функционала этих систем совпадет почти дословно (может быть, за небольшими исключениями), однако цена за базовый комплекс у них будет разной.
Что имеет значение при покупке товара или услуги? Задав этот вопрос любому человеку, мы гарантированно получим в 90% случаев ответ: «Цена». Но выбор интеллектуального продукта – процесс ответственный, и легко ошибиться, отталкиваясь преимущественно от прайс-листа. Цена во многом зависит от маркетинговой политики компании-разработчика, а также от многих других параметров.
Если собрать рекламные листовки всех разработчиков программно-технических комплексов для общепита, получится странная картина. Описание функционала этих систем совпадет почти дословно (может быть, за небольшими исключениями), однако цена за базовый комплекс у них будет разной.
Что имеет значение при покупке товара или услуги? Задав этот вопрос любому человеку, мы гарантированно получим в 90% случаев ответ: «Цена». Но выбор интеллектуального продукта – процесс ответственный, и легко ошибиться, отталкиваясь преимущественно от прайс-листа. Цена во многом зависит от маркетинговой политики компании-разработчика, а также от многих других параметров.
В этой статье мы решили показать, как строится ценообразование у разработчиков и интеграторов систем автоматизации. Что заложено в прайс-лист? Что такое «дорого» и «дешево», когда речь идет о приобретении программно-технического комплекса для ресторана?
За что платит клиент?
Цена на такой интеллектуальный продукт, как программа автоматизации ресторана, зависит от мнения и возможностей потребителя в отдельно взятой стране. В России при автоматизации ресторана соотношение цены программного обеспечения и оборудования (POS-терминалов, принтеров и т.п.) – приблизительно 50/50, если, конечно, в смете присутствует не более 2-3 рабочих мест официанта. Хотя на Западе считается нормальным, если стоимость программного обеспечения превышает стоимость оборудования в десять и более раз. С американских позиций, например, цены на такой специализированный софт в России – очень низкие. Это во многом продиктовано возможностями рестораторов, которые не готовы платить за весь комплекс автоматизации более 10-15 тысяч долларов.
— Люди, приобретая для ресторана информационную систему, покупают опыт профессиональных рестораторов, — уточняет Игорь Ситник, генеральный директор «UCS SPb». – Все их потребности, пожелания учитываются разработчиками, вносятся в базовую версию на протяжении всего времени существования программного продукта на рынке. Чем больше этот срок, тем выше надежность программы. Рестораторы стали лучше понимать необходимость организации и бухгалтерского, и управленческого учета на предприятии. Система автоматизации рассматривается ими как серьезный инструмент в снижении издержек (увеличивается скорость работы персонала, уменьшаются потери), она достаточно быстро окупается. Вопрос цены, безусловно, остается важным, но выходит на первый план и вопрос необходимости таких систем на современных предприятиях.
— Ожидания рестораторов относительно стоимости комплекса автоматизации классического ресторана находятся в интервале 5000-15000 у.е., – рассказывает Семен Урбах, коммерческий директор ООО \»АСТОР ВЦ\». — Однако, реальная сумма зависит от потребности заведения в функционале системы. Теоретически, любое заведение может заплатить такую сумму, вплоть до 15000. Другой вопрос, насколько оправданы такие затраты и нужен ли полный функционал системы. Вообще говоря, ориентируясь на опыт работы с розничной торговлей, могу сказать, что чем больше конкуренция на рынке, тем больше функционала ПО нужно использовать, чтобы повысить свою эффективность работы. В частности, в Москве или Санкт-Петербурге конкуренция больше, чем в регионах, поэтому в этих городах рестораторы покупают более дорогие функциональные решения. В регионах зачастую ситуация обратная. Чтобы адаптироваться к ней, мы, например, разработали несколько версий нашего программного продукта — каждая ориентирована в свой сегмент. Системы различаются как по функциям, так и по цене.
Не все рестораторы представляют себе «кухню» создания программы автоматизации. Между тем, это долгий и сложный процесс. Речь идет не только о создании самого продукта, но и о его тестировании, выявлении ошибок. На это уходят месяцы (и чем больше, тем лучше!), и труд всех специалистов закладывается в стоимость программы. (В таблице 1 – статистика по присутствию разных систем автоматизации общепита на рынке и по количеству их внедрений).
Добавим также, что разработка программного обеспечения – процесс, который не имеет завершения. Нужны средства на улучшение, обновление версий, на поддержку партнеров и пользователей. Крупные компании-разработчики программного обеспечения вкладывают силы в развитие своей дилерской сети в разных городах России. Дилеры в регионах работают и с R-KEEPER, и с TillyPad, и с «Трактиръ», и с «АСТОР: Ресторан».
Программный продукт должен окупить и затраты на со
бственное продвижение. Достаточно крупные средства в маркетинг и брендинг вкладывает, например, компания «КОМПЛИТ», разработчик системы TillyPad. Чтобы делить рынок с R-KEEPER, этой компании понадобилось в течение последнего года много затрачивать на формирование у клиента узнаваемого образа торговой марки – при помощи рекламы и PR.
Сколько в действительности стоит бренд системы для клиента – вопрос закрытый. В фирмах, продающие менее раскрученные продукты, можно услышать разные цифры. Есть мнение, например, что в некоторых случаях стоимость бренда составляет до 50% от стоимости всей системы. Но проанализировать эту составляющую извне практически невозможно.
Значительных затрат требует внедрение программы. В некоторых случаях стоимость внедрения может составлять от 6-10% до трети стоимости всего комплекса автоматизации. Особенно это касается таких решений, которые далеки от «коробочных».
— Одним из решающих факторов, влияющих на успех использования любой информационной системы является качество внедрения системы и качество обучения персонала заказчика, — говорит Андрей Макарычев, руководитель отдела работы с ресторанами компании «Кристалл Сервис». — А качество напрямую зависит от профессионализма внедряющей организации, от того, насколько специалисты знают тонкости учета и технологии предприятия общественного питания и какой консалтинг они способны предоставить ресторатору. Для таких подобных систем возможность адаптации системы под нужды заказчика является основным преимуществом. Базовый функционал системы отражает все технологические процессы в кафе или ресторане и позволяет быстро «открыть двери для посетителей». Однако детальная настройка системы продолжается в рамках дальнейшего сопровождения – когда ресторатор уже начинает получать информацию от системы и готов поставить задачу разработчику, скажем, настроить ему уникальные формы отчетов.
Советы профессионалов
1. Исходите из масштабов предприятия
— От уровня заведения цена системы автоматизации зависеть не должна, — считает Александр Дронов, директор компании РСТъ. — Она должна зависеть от его размера. Небольшие заведения, с моей точки зрения, должны укладываться в 3-5 тысяч долларов (без потери в жизненно необходимом функционале!); средние – от 5 до 12 тысяч; масштабные развлекательные комплексы – от 30 тысяч и далее.
Для небольшого заведения вполне можно выбрать систему, адекватную по цене. Очень важно при этом выбирать программу с полным необходимым набором: с модулем учета склада, калькуляциями, хорошими отчетами и т.п. Без учета склада и возможности анализа полученной информации, система, в общем-то, бесполезна. В-третьих, очень внимательно подойти к выбору предлагаемого оборудования. Кроме того, никогда не советую делать акцент на дешевом оборудовании. Нужно не дешевое, а соответствующее задачам ресторана. На этом можно много сэкономить.
— Чем больше сервисных функций реализовано в системе – тем выше цена на оборудование, — отмечает Александр Немцов, руководитель отдела автоматизации розничной торговли
1C:Франчайзи \»Бухучет и Торговля\». — Например, некоторым организациям для учета достаточно установить обыкновенный пассивный кассовый аппарат. В этом случае мы получаем дешевое решение, но значительно проигрываем в удобстве работы, в возможности расширения функций и т.п. Диаметрально противоположное решение – компьютеризированные рабочие места. Здесь количество сервисных функций ограничено только лишь фантазией разработчика. Но и стоимость таких кассовых мест на порядок превышает стоимость отдельных ККМ.
2. Экономьте разумно
-На наш взгляд, нельзя заставлять заказчика экономить на возможностях системы, и продавать продукт по частям — говорит Игорь Шемет, директор направления TillyPad — Мы в каждый проект включаем сразу все возможности системы, Это выгодно как крупным, давно работающим заведениям, так и небольшим ресторанам, которые только открылись. Очень полезна возможность работы и контроля в реальном времени, которая должна вводиться также с самого начала. Другими словами, мы считаем, что именно установка полнофункциональной системы ведет к реальной экономии.
Как же можно все-таки сократить расходы на комплексную систему автоматизации?
Во-первых, использовать современные решения и технологии. Например, технология «Один терминал – два рабочих места» позволяет сократить затраты на организацию рабочих мест обслуживания посетителей за счет правильной организации использования минимума оборудования. Технология «Подтверждение готовности блюда на кухне» — сокращает «холостой пробег» официанта, а, следовательно, позволяет получить дополнительный доход.
Во-вторых, необходим правильный подбор и расстановка оборудования. В некоторых случаях, на определенных рабочих местах можно использовать более демократичное оборудование. Однако, не следует забывать, что надежность — залог экономии на будущих затратах на ремонт.
И самое главное – выбирать поставщика, оказывающего максимум услуг по внедрению, сопровождению и обслуживанию системы у заказчика.
Однако экономить на возможностях – никак нельзя!
3. Увеличивайте стоимость системы постепенно
— Переход от минимального комплекса автоматизации к более развернутому должен быть обоснован, — считает Павел Соловьев, бренд-менеджер ВЦ «СофтБаланс». — Одним из таких основания является увеличение проходимости ресторана. Как следствие, растет количество официантов и количество рабочих мест для них (примерно $2000 за дополнительное рабочее место, включающее компьютер, программное обеспечение и торговое оборудование). Возрастает и необходимость в дополнительных рабочих местах администратора управляющего ресторана, директора и т.д. (от $700 — минимум — компьютер). Со временем могут потребоваться расширение функций системы. Например, консолидация данных для сетей ресторанов или организация системы скидок (от $1000, включая компьютер).
4. Думайте о перспективах развития
— Иногда предприятия идут по пути «кусочной» автоматизации, выбирают «малобюджетное» решение, экономят с точки зрения количества рабочих мест и функциональных особенностей программного обеспечения, — замечает Игорь Ситник, генеральный директор «UCS SPb». – Но пределы расширения функций программного обеспечения в рамках каждого поставщика разные. Для выбора программного обеспечения на начальном этапе необходимо руководствоваться не только стандартными функциями, например как: подсчет проданных блюд и списание продуктов, но и учитывать наличие профессиональных особенностей складского учета, возможность построения нужных отчетов о деятельности предприятия, наличие функций персонального маркетинга (привлечение постоянных посетителей), возможность построения единого учета для сети предприятий. Таким образом, не оценив свои потребности в работе ресторана, затраченные средства на установку системы учета могут быть в течение первого года работы увеличены в несколько раз из-за переоборудования и замены программного обеспечения.
Елена Горелкина
Другие новости
- Теперь Tillypad работает на iOS
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - Видео презентация Tillypad XL
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - TillyPad XL лучший на российском юге
(Пятница, 13 мая 2011 ) - TillyPad XL приятно удивил рестораторов Москвы. Доступностью.
(Четверг, 5 мая 2011 ) - В «Толмачёво» откроется фуд-корт
(Среда, 23 июня 2010 )