«Мобильный ресторан» — от игрушки к реальной пользе
Среда, 19 августа 2009 – Раздел: Статьи
Сочетание «мобильный ресторан» уже встречалось в употреблении, но пока не устоялось как термин в какой-либо области. Если это сочетание услышит генерал, он наверняка подумает о полевой кухне, а если гендиректор, то, скорее всего, о кейтеринге. «Мобильный ресторан» в терминологии, предлагаемой «Тиллипадом», относится к системам автоматизации бизнес-процессов индустрии общественного питания и развлечений.
Чтобы ещё более очертить границу введённого термина, следует отделить близкие понятия – мобильности и беспроводности, которые оба реализованы в системе TillyPad XL. Бывает, что дизайн заведения не позволяет проложить сетевой кабель или же такая прокладка будет весьма недёшева. Например, стены в домах постройки прошлых веков могут быть такой толщины и прочности, что перед ними бессилен самый мощный перфоратор. Случается также, что владельцы нового ресторана вспоминают про сеть и автоматизацию лишь после окончательной отделки помещений. Сразу после этого «курочить» новенький красивый декор просто не поднимается рука. В таких случаях беспроводная локальная сеть на базе Wi-Fi является отличным выходом. Такое решение предусмотрено в штатном варианте в комплексе TillyPad XL. Но беспроводная сеть сама по себе – это ещё не мобильный ресторан.
«Мобильный ресторан» помимо беспроводной сети подразумевает использование персоналом карманных компьютеров — КПК (которые часто именуют костноязычной калькой «наладонники»). Решение, реализованное в TillyPad XL, считается революционным, поскольку в нём заложена революционная концепция – КПК это полнофункциональный терминал полноценного рабочего места.
Все прочие комплексы автоматизации отечественных и зарубежных разработчиков ограничены применением карманного компьютера в качестве электронной записной книжки. Наиболее продвинутые варианты способны принимать заказ, отсылать его и получать сигнал о готовности. Маленькие размеры экрана и урезанный интерфейс замедляют процесс ввода информации и сводят на нет выигрыш времени, сэкономленного на хождении официанта к POS-терминалу. Ещё одним отрицательным моментом является привязка конкретной модели КПК к системе автоматизации. Следовательно, владелец заведения ограничен в выборе именно той моделью, которая, как правило, обходится в чувствительные суммы при оснащении нескольких официантов.
В силу этих причин решения на базе КПК не пользовались широким спросом среди российских и западных рестораторов. Сами КПК в применении к ресторанному обслуживанию получили репутацию «модных штучек», не приносящих реальной пользы. Заведения приобретали их для солидности или, как говорят в среде молодежи, для «понтов».
Перед разработчиками компании «Тиллипад» была поставлена задача решить указанные проблемы и сделать карманные компьютеры реально полезными устройствами в ресторанном бизнесе. Решение каждой из проблем, а также их сочетание, потребовало нетривиальных, творческих подходов. После всестороннего анализа была принята смелая и амбициозная концепция функционально полной замены POS на КПК. Более того, при сохранении полной функциональности не должно было пострадать удобство пользования (юзабилити) и аппаратная независимость. Все задачи были успешно решены.
За основу была взята технология «тощего клиента», переносящая большую часть вычислительных ресурсов на сервер. Чтобы размеры экрана не ограничивали скорость и удобство работы, для КПК разработан специальный интерфейс, сочетающий характерную для TillyPad XL наглядность с удобством навигации.
Очень важно, что программа сама настраивается под размеры экрана, автоматически устанавливая оптимальный интерфейс (размер и расположение кнопок, деталей меню и прочих компонентов). Хотя комплекс TillyPad XL не является продуктом open source (наоборот, это коммерческий продукт VIP-класса), в отношении КПК его удалось сделать мультиплатформенным. Это позволяет ресторатору самому подобрать модели КПК на свой вкус и кошелёк, не впадая в зависимость от сверхдорогих специализированных устройств. Такого рода компактные устройства были ответом производителей на запросы рынка. Они способны работать без подзарядки 12 часов (смену официанта в ресторане), имеют повышенную устойчивость к температурам и другим внешним воздействиям. В то же время стоимость таких специализированных КПК в разы больше, чем стоимость стационарного терминала или обычного карманного компьютера. Кроме того, противоударность и жаропрочность этих «агрегатов» (наследство от «оборонки») обычно сочетается в них с немалыми размерами и весом.
Используя TillyPad XL, владелец заведения может рационально рассчитать рабочие смены или режимы пользования вполне обычными не заоблачно дорогими и по-настоящему компактными КПК так, чтобы они не успевали разрядиться. В системе они точно так же могут работать с мобильными принтерами в любых сочетаниях.
Официант, оснащённый КПК и беспроводным принтером для чеков и сканером для банковских карт фактически полностью несёт на себе весь фронт-офис, максимально ускоряя обслуживание. Помимо собственно ускорения решается ещё одна важнейшая задача – официант почти всё время находится в зале. Теперь единственной причиной его отлучки от посетителей остаётся получение заказа.
Но не будем концентрироваться на официанте! Полнофукциональность КПК в TillyPad XL позволяет использовать карманный компьютер и в бэк-офисе – получать отчёты, проводить инвентаризацию, управлять заведением…
Что получилось в итоге всего этого соединения универсальности задач с универсальностью оборудования? КПК из вспомогательного инструмента – записной книжки для приёма и отправки заказов – превратился в полноценный терминал для решения задач автоматизации на любом уровне. Только теперь использование беспроводного компьютера в ресторане стало действительно осмысленным.
В настоящее время «мобильный ресторан» от «Тиллипада» уже работает с отличными отзывами. Ряд заведений готовится к внедрению. О подробностях практических реализаций мы обязательно будем рассказывать на нашем сайте.
Другие новости
- Теперь Tillypad работает на iOS
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - Видео презентация Tillypad XL
(Четверг, 3 ноября 2011 ) - TillyPad XL лучший на российском юге
(Пятница, 13 мая 2011 ) - TillyPad XL приятно удивил рестораторов Москвы. Доступностью.
(Четверг, 5 мая 2011 ) - В «Толмачёво» откроется фуд-корт
(Среда, 23 июня 2010 )